Яндекс.Метрика

Глава VI. Заговор кёзкоманов

Но Кёкчёкёз сказал ему, что он убил Манаса собственными руками, и старик, услыхав это, в скорби и гневе на своих детей покинул их. А Кёкчёкёз поручил своим братьям во что бы то ни стало убить также Бакая.

Джакып, услыхал о делах Кёкчёкёза, бежал в горы, а Бакая скрывала в пещере Каныкей.

Кёкчёкёз вызвал к себе вторично Мендибая и Мазаке и послал их снова к Каныкей, требуя ответа, станет ли она его женой или нет, и выйдут ли остальные жены Манаса за его братьев? На вопросы Мендибая и Мазаке Каныкей гордо ответила:
     - Не буду я принадлежать вашему Кёкчёкёзу! Мне теперь все равно один конец - смерть, - и сказав это, она в гневе ударила Мендибая ножом в бедро. А ее приближенные женщины окружили гонцов и стали зло насмехаться над ними.

Еле-еле вырвались Мендибай и Мазаке от них и, вернувшись, сказали Кёкчёкёзу:

- Она не только не хочет быть твоей женой, но и близко к себе не подпустит. Как она бранила тебя! Кёкчёкёз, нельзя оставлять жен Манаса на воле. Нужно отнять у них все имущество, а самих их с позором выгнать. Только познав всю горечь слез и лишений, Каныкей сама придет покорно к тебе.

Тогда Кёкчёкёз забрал все имущество Манаса и его жен, оставив им только неуклюжие чокои на ноги, рваные кементаи на теле. Потом собрал весь народ и заявил, что всякого, кто станет помогать женам Манаса, он разорит, отнимет у него все и выгонит вон. Испугавшись этих угроз, никто не осмелился приютить жен Манаса.

Мать Манаса, старая Чийырды, осталась в нищете. У нее не было даже одежды, чтобы прикрыть дряхлое тело, у нее не было ни крошки пищи, чтобы обмануть голодный желудок. Ей оставалось только умереть. Но трудно было расставаться с жизнью, слишком тяжела была могильная земля! И нанялась старая Чийырды с утра до ночи пасти и поить телят.

Жены Манаса - Караберк, Алтынай, Акылай, чтобы прокормиться, нанялись доить коров. В день им платили за это всего лишь одну чашку молока. Каныкей же в драном кементае на плечах с палкой в руке ходила от дома к дому и просила милостыню.

Абыке и Кобеш, братья Манаса, тоже пасли скот и собирали топливо. Однажды они присели немного отдохнуть и, призадумавшись, так рассуждали между собой:

- Разве подобает нам пасти скот Кёзкоманов, приносить им воду и дрова, входить в юрту по их зову и выходить по их приказу? Не пристало нам это делать. Если Манас и погиб, то ведь живы близкие ему люди - Кошой, Кёкчё, Джамгырчи, надо их известить, собрать большое войско и отомстить Кёкчёкёзу за убийство Манаса.

А в это самое время, чтобы увидеть Каныкей, в Талас прибыли Серек и Сыргак. Чтобы их не захватил Кёкчёкёз, они скрывались в темном ущелье.

Каныкей в эту пору продолжала бродить, как нищенка, от дома к дому. Но люди боялись даже подавать ей милостыню из-за страшных угроз Кёкчёкёза, который объявил, что всякого, кто окажет ей помощь, он разорит дотла, оставив в юрте всего лишь из твердого - котел, и из мягкого - золу.

Однажды, обессиленная от голода и нищеты, Каныкей прибрела к своей бывшей юрте, доставшейся Кёзкоману. Увидев знакомые ковры и вещи, которые напомнили ей о прежнем счастье, она упала без чувств.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.